Yulia Binun (from Beer-Sheva) (binun) wrote in h_o_m_e_school,
Yulia Binun (from Beer-Sheva)
binun
h_o_m_e_school

Category:

"Школа даёт общение!"

-- Ваш ребёнок не ходит в школу? -- вопрошает собеседник, делая большие глаза, -- Что, вообще?! А как же общение??? Школа же даёт общение!

Знакомый диалог?

Вот об этом я и хочу поговорить: каким образом школа даёт общение.

Давайте сначала просто посчитаем. Вся школьная деятельность делится на уроки и перемены. Уроки длятся 45 минут, перемены -- 10-15. Так, по крайней мере, было во времена моего детства в 80-е годы. В современных германских и израильских школах чуть по-другому. Но, в любом случае, подавляющая часть времени приходится на уроки.

Можно ли общаться на уроках?

Самый естественный способ общения для человека -- вербальный -- на уроках запрещён. Ну, то есть говорить-то, конечно, можно, отвечать на урок, задавать вопрос, если учитель разрешает. Но разговаривать между собой, общаться -- ни-ни! Даже замечание такое в дневник писали: "Разговаривает на уроке!". .... "Что вы там разговариваете, кумушки? А ну-ка рассядтесь на разные парты!" .... "Кто болтает, того выставлю за дверь!" .... "Тихо!"

Итак, разговаривать запрещенно. Другие, невербальные средства общения, тоже под запретом. Нельзя переглядывться, перемигиваться, передавать записочки, смеяться.... Запрещенно и иногда даже строго карается.

Конечно, есть хорошие учителя, которые устраивают диспуты на уроках. Наша учительница математики, например, говорила: "Сегодня контрольная, чижики, рассядьтесь так, чтобы вам было удобно общаться"... Ну, конечно, даже в случае лучших учителей речь идёт об общении только в строго заданных рамках. ... Что же касается обычных уроков, то на уроках можно тихо сидеть, внимать учителю, отвечать, когда тебя спрашивают, писать, делать задания, не шуметь. Общение мешает процессу школьных занятий и всячески присекается -- например, учителя рассаживают на разные парты хороших друзей, а вместе сажают детей, которые совсем не дружат ("чтобы не повадно было общаться").

Ну, остаются перемены. На перемене, за 10-15 минут надо успеть сложить свои книги-тетради, иногда что-то дописать- доделать, иногда спросить что-то у учителя, приготовиться к другому уроку, иногда -- перейти в другой кабинет (порой в другой конец школы), съесть бутерброд, сходить в туалет, и .... после этого можно и пообщаться. :-)

Но, конечно же, мы общались. Мы разговаривали, перешептывались, переглядывались, смеялись или плакали, передавали записочки, обижали или были обижены... А сколько мы успевали сделать за перемену, сама удивляюсь! Много общения приходилось на время после школы, когда шли домой и пр. Есть люди, которые с теплотой вспоминают школьную дружбу (я пишу сейчас о хороших школах и о положительном школьном опыте. Хотя все мы понимаем, что бывает общение и с отрицательным знаком). Дети ведь не могут без общения, как не могут без еды, без воздуха и без движения. Мы общались тайком, общались вопреки, иногда тихо, иногда шумно и быстро, жуя бутерброды или убегая в туалет (о, эти школьные туалеты! Отдельная тема! Какие возможности они давали для общения!).

Школьное, очень специфичное общение, накладывало отпечаток на всех нас. Я помню, как подруги уговаривали меня пересесть к ним поближе на уроке у учительницы, которая добрая (читай, слабая), и пересаживать нас не будет. И мы сможем пообщаться. Но я была правильная, вся такая отличница :-( отказывалась, так как это ж нехорошо, неправильно, против правил, как нас классный руководитель рассадил, так и будем сидеть... Надо сказать, это не слишком хорошо влияло на мои отношения с подругами. :-( . Получалось, что если ты выполняешь школьные правила, то как раз с общением у тебя будет не всё хорошо... Может быть, поэтому "хорошие" ученики нечасто пользовались в школе общественным успехом, носили обдиные прозвища вроде "зубрилки", "ботаники"....

Изначально школа задумывались как место, где учителя передают (пытаюстся) знания ученикам, но целью школ совершенно не было общение! Общение мешает школьному обучению! Оно всячески присекается! А то общение,общение вопреки, которое всё же есть, остаётся в искарёженном, искажённом виде.... А потом кто-то лицимерно заявил, что школа даёт общение. Школа его не даёт. Школа его отбирает.
Tags: школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments